НОВОСТИ

ИЗРЕЧЕНИЯ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ.

Живи по-Божьему, будь кротка и милостива к сестрам, памятуй Бога по силе и спасешься. Прп. Анатолий Оптинский 


Святые отцы запрещают верить снам, а паче когда оные к отчаянию приводят, явно, что от бесов суть. Прп. Макарий Оптинский 


Многие страдают так называемым «совопросничеством». Постоянно задают себе и другим вопросы: а это почему? а это зачем? а это для чего? Когда-то и я страдал этим недостатком. Но когда я прочитал статью епископа Игнатия «Судьбы Божии», во мне произошел перелом. Я понял, что незачем испытывать судьбы Божий. Когда преподобный Антоний Великий задумывался над подобны­ми вопросами, то услышал голос: «Человек, не твое дело испытывать судьбы Божий, смиряйся...». Прп. Никон Оптинский 


Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. — У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами. — Дело же спасения совершается очень просто, как говорит Апостол: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12, 14). — И паки: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6.2). Прп. Амвросий Оптинский 


От нареканий мирских людей нельзя укрыться. От них и Сам Спаситель не укрылся. Но это не важно. Прп. Иосиф Оптинский


Ты резко отозвалась о сестре, для которой, по мнению твоему, будто бы существует одна только обрядовая часть религии. Нельзя совсем осуждать и эту часть, потому что читаем в тропарях многих святых, что деяние есть восход к видению, а еще более потому, что дарования даются людям различные, как говорится в Евангелии: «овому дадеся пять талант, овому же два, овому же един, комуждо пропишу силы его» (Мф. 25, 15). И усугубившие пять и два равно вошли в радость Господа своего. Марфа и Мария, сестры Лазаревы, были сестры родные, но дарования имели различ­ные. Мария присидела при ног Иисусовых, слушая Его Божественные глаголы, а Марфа готовила обед, чтобы учредить Христа пришедшего. А если бы они обе сидели при ног Иисусовых, кто бы приготовил обед для учреждения Христа? И сверх того нигде не писано, чтобы одна только Мария вошла в Царствие Небесное, а Марфа осталась вне. Святой Авва Дорофей, удерживая нас от строгого осуждения других, говорит так: может быть, в брате или сестре, которых осудить понуждает нас помысл, есть одно добро, которое перед Богом ценнее всей нашей жизни. Прп. Амвросий Оптинский 


...Польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти. Прп. Антоний Оптинский 


Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце.Прп. Иларион Оптинский

Пошла в церковь к обедне. Только началась служба, у меня является мысль: "Ах, дома я то-то и то-то не так оставила. Такой-то ученице надо вот что сказать... Платье-то я выгладить не успела"... и много якобы неотложных забот и мыслей и, смотришь, уже и Херувимскую пропели, уже и обедня к концу. Вдруг опомнишься: «Разве молилась? Разве я с Господом беседовала? Нет, телом была в храме, а душой – в будничной суете». И уйдет такая душа из храма со смущением, не утешенная… Что же скажем? Слава Богу, что хоть телом бывала в храме, хоть пожелала к Господу обратиться. Вся жизнь проходит в суете…Прп. Варсонофий Оптинский 
Молись Богу в простоте сердца, находящие помыслы прогоняй смирением, и не думай, что можешь сама их отгонять; и молитва твоя не истинная: в смирении отгонится смущение, и ты можешь успокоиваться, считая себя сквернейшею всех, от усиления противиться помыслам помрачается ум и смущение увеличивается. Прп. Макарий Оптинский 


Оттого тебе бывает скучно, что много мнишь о себе да зазираешь слабых. Прп. Анатолий Оптинский 


Случившемуся с вами искушению при разговоре с отцом Стефаном, вашим протопопом, поставляйте себя виною, что вошли в не принадлежащий разговор до вас, поучительный разговор, подобно как овца стала учить пастуха; хотя же вы и увидели, что сокрывается под овчею одеждою, и должны беречься таковых и подобных произношений, но суд о сем оставьте Самому Господу, ведущему тайная сердец наших коегождо, но он, так как поставлен быть служителем Тайн Христовых, и как достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к совершению таинств, то вы и имейте его честна; впрочем, удаляйтесь подобных разговоров... Прп. Лев Оптинский


Истина без смиренномудрия основывается на злопамятности. Истина значит — кто ставит ланиту и обращает другую, а на злопамятности — кто оправдывается, что не виноват. Прп. Амвросий Оптинский 


Как человек я — ничто, но как иерей имею на себе благодать священства и действую так, как дает мне это благодать сия. Прп. Никон Оптинский 


Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: «разум кичит, а любы созидает» (1Кор. 8, 1). Не надобно углубляться далеко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте довольны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить, тогда и то откроется. Святой Исаак пишет: «горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстях». Прп. Макарий Оптинский 


Христос бо возста, веселие вечное. А у А***  скука — не глядел бы ни на что. А отчего? Оттого, что внутри гнило. Чем же лечиться? Потерпеть. Вон и березки молодые: как им было жутко в осенние ветры и зимние вьюги, а теперь гляди, как бутончики выставляют — точно хвалятся. Так и с нами: насколько потерпим, настолько возрадуемся. Прп. Анатолий Оптинский


...Лучше от нечего делать заняться от скуки фортепиано, для которого я иногда покупывал и духовные пьесы и оными дарил девиц. И если бы был я в Москве, то и для вас купил бы весьма хорошую и чувствительную пьесу: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный аз, трепещу Страшного Дня Судного...», которою и наигрались бы вы, и нарыдались вволю, а может быть, и в страх Божий пришли бы от сего, которого якобы не имеете вы.Прп. Антоний Оптинский 
Говорят, икон не нужно... Но ведь иконы — портреты Бога, Его Пречистой Матери, святых угодников... Свой портрет, небось, стараются получить, когда можно, а портрета Божиего — не нужно! Хороша любовь! Прп. Анатолий Оптинский 


Впоследствии, когда я узнал другие, духовные утешения, опера перестала меня интересовать. Когда в сердце закроется клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда открывается иной клапан, для восприятия духовных. Но как стяжать это? Прежде всего миром и любовью к ближним. «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает...» (1 Кор. 13:4–8). Прп. Варсонофий Оптинский 


Старайся святую ненависть иметь особенно к тем, кто очень льнёт к тебе, чтобы отталкивать от себя, чтобы искали только духовного, а не праздного препровождения времени. Посерьезнее и погрубей будь с духовными чадами, чтобы они не смели себя держать с тобой как с равной или признаваться в любви. И мы любили своих отцов духовных и старцев, но никогда не смели говорить им об этом. Если любят, то пусть Богу молятся, да слушаются, а не любезничают. Прп. Иосиф Оптинский